Представительские расходы
Последний раз обновлено:
Представительские расходы – это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, участвующих в переговорах для установления и поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) организации.
Полный перечень представительских расходов приведен в статье 264 Налогового кодекса.
Согласно этой статье, к представительским расходам относятся затраты:
- по проведению официального приема (завтрака, обеда, ужина или другого аналогичного мероприятия) представителей других организаций;
- по транспортному обеспечению представителей других организаций, связанному с их доставкой до места проведения встречи и обратно;
- по буфетному обслуживанию лиц, участвующих во встрече во время переговоров;
- по оплате услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Этот перечень является исчерпывающим. Поэтому затраты на организацию развлечений и отдыха, оплату виз, а также на оплату проживания участников переговоров представительскими расходами не являются.
Однако конкретный состав расходов на проведение официального приема НК не регламентирован. Минфин России в письме от 22 января 2019 г. № 03-03-06/1/3120 отметил, что в перечне продуктов питания, приобретаемых для проведения официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), могут присутствовать, в том числе и спиртные напитки.
Как оформить представительские расходы
Для контроля за затратами по приему делегаций рекомендуется установить предельные размеры (нормативы) отдельных видов представительских расходов. Нормативы и перечень лиц, ответственных за использование средств, утверждаются приказом руководителя.
Приказ, например, может быть оформлен так:
|
После каждого приема делегации лицу, ответственному за оформление представительских расходов, следует составить отчет. В отчете указываются дата и место проведения приема, его программа, приглашенные лица, представители организации, участвовавшие в приеме, и величина представительских расходов.
Отчет о приеме делегации может быть оформлен следующим образом:
|
После окончания приема работник, ответственный за расходование средств на представительские расходы, должен составить авансовый отчет по форме № АО-1.
К авансовому отчету прилагаются все первичные документы, подтверждающие расходы по приему делегации (чеки ККМ, товарные чеки, закупочные акты и т. д.).
Как отразить в учете представительские расходы
При выдаче подотчетному лицу средств на представительские расходы сделайте в учете запись:
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50-1
– выданы денежные средства на оплату представительских расходов.
Вся сумма затрат по приему представителей других организаций учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности. Сумму данных расходов отразите записью:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 71
– учтена сумма представительских расходов.
Сумма представительских расходов уменьшает налогооблагаемую прибыль только при условии, что она не превышает 4% от затрат организации на оплату труда (ст. 264 НК РФ). Перечень этих затрат приведен в статье 255 Налогового кодекса. Сумма представительских расходов, которая превышает этот норматив, налогооблагаемую прибыль не уменьшает.
Сумму НДС по представительским расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, принимают к вычету (п. 7 ст. 171 НК РФ).
Сумму НДС по представительским расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, спишите проводками:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71
– учтена сумма НДС по представительским расходам;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– произведен налоговый вычет.
В марте АО «Актив» принимало делегацию, прибывшую на переговоры для заключения договоров о поставках материалов. Для обеспечения приема делегации были оплачены расходы на проведение завтраков, обедов и ужинов на сумму 12 000 руб. (в том числе НДС – 2000 руб.). Для оплаты представительских расходов работнику «Актива» Иванову выдали аванс в сумме 15 000 руб. Выдачу денежных средств под отчет бухгалтер «Актива» отразит так:
ДЕБЕТ 71 КРЕДИТ 50-1
– 15 000 руб. – выданы наличные денежные средства Иванову для оплаты представительских расходов.
При учете представительских расходов бухгалтеру «Актива» следует сделать записи:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 71
– 10 000 руб. (12 000 − 2000) – учтены представительские расходы;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 71
– 2000 руб. – учтена сумма НДС по представительским расходам (на основании счета-фактуры поставщика).
Расходы «Актива» на оплату труда работников в I квартале составили 180 000 руб.
Следовательно, сумма представительских расходов, которая уменьшает налогооблагаемую прибыль, составляет: 180 000 руб. × 4% = 7200 руб.
Сумма НДС, которая относится к представительским расходам в пределах норм и может быть принята к вычету, составит:
7200 руб. × 20% : 120% = 1200 руб.
Оставшийся входной НДС в сумме 800 руб. (2000 − 1200) к вычету не принимают. Эту сумму надо списать в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы» без уменьшения налогооблагаемой прибыли.
Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 1200 руб. – принят к вычету НДС в пределах норм;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
– 800 руб. – учтена сумма НДС сверх норм.
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!