.

Найти через поисковый регистр

^ Наверх

Налоговый учет отпускных

Последний раз обновлено:

В налоговом учете компании, применяющие метод начисления, признают расходы в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК РФ). Значит, если отпуск приходится на несколько периодов, то начисленные суммы на его оплату включаются в состав расходов пропорционально количеству дней отпуска, приходящемуся на каждый из периодов.

Пример. Отпускные включаются в расходы пропорционально количеству дней отпуска, приходящемуся на каждый из периодов

Сотруднику ООО «Мираж» Крюкову с 6 июня предоставлен очередной оплачиваемый отпуск на 28 календарных дней. Среднедневной заработок Крюкова составил 1000 руб.

Отпуск приходится на два месяца – 25 дней в июне и 3 дня в июле.

Работнику начислены и выплачены отпускные в размере 28 000 руб. (1000 руб. × 28 дн.). Из них расходами отчетного периода (полугодие) будет 25 000 руб. (1000 руб. × 25 дн.). А сумма 3000 руб. (1000 руб. × 3 дн.) будет отнесена на июль, то есть на III квартал.

Обратите внимание: страховые взносы, начисленные на отпускные выплаты, относятся в расходы в месяце начисления. Это ведет к тому, что в месяце массовых отпусков расходы фирмы резко возрастают. Это может привести к убытку по налогу на прибыль. Поэтому для равномерного отнесения расходов в налоговом учете есть смысл формировать резерв на оплату отпусков.

Решение о создании и порядок формирования резерва определяют в учетной политике организации для целей налогообложения.

В налоговом учете правила формирования «отпускного» резерва даны в статье 324.1 Налогового кодекса. Если фирма приняла решение создавать этот резерв, то в учетной политике для целей налогообложения она должна утвердить:

  • предельную сумму отчислений;
  • способ резервирования;
  • ежемесячный процент отчислений.

Предельная сумма отчислений

Предельная сумма отчислений в резерв – это величина резерва, который организация планирует сформировать в отчетном году. В нее включаются:

  • суммы отпускных, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922;
  • страховые взносы, включая взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленные на отпускные;
  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на отпускные.

Формировать резерв можно как на основании плановых показателей, так и по списку конкретных работников.

Пример. Как в налоговом учете формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

ООО «Мираж» приняло решение формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на оплату отпусков по конкретному списку работников. У сотрудника фирмы Иванова по состоянию на 1 января отчетного года числится 14 дней отпуска, не использованного в прошлых годах. Иванов также имеет право на 28 дней очередного отпуска в предстоящем году.

Фирма платит страховые взносы на ОПС, ОСС и ОМС по ставке 30%. Тариф взносов на страхование от несчастных случаев на производстве – 0,2%.

Бухгалтер рассчитал среднедневной заработок Иванова для расчета отпускных. Предположим, он составил 500 руб.

В резерв на оплату отпусков по Иванову будут включены суммы:

  • отпускные в размере 21 000 руб. ((500 руб. × (28 дн.+ 14 дн.));
  • страховые взносы в размере 6300 руб. (21 000 руб. × 30%);
  • взносы на «травматизм» в размере 42 руб.

Итого: 21 000 руб. + 6300 руб. + 42 руб. = 27 342 руб.

Способ резервирования

В налоговом учете резерв предстоящих расходов на оплату отпусков формируется с учетом взносов на ОПС, ОСС, ОМС и страховых взносов на «травматизм». Расходы по созданию этого резерва включаются в состав расходов на оплату труда (п. 2 ст. 324.1 НК РФ). Они признаются ежемесячно (п. 4 ст. 272 НК РФ).

Ежемесячный процент отчислений

Процент отчислений в резерв рассчитывается по следующей формуле:

Процент отчислений = Предельная сумма отчислений : Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда (включая страховые взносы) × 100%

Предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда определяется исходя из всех предусмотренных системой оплаты труда выплат, участвующих в расчете среднего заработка, произведенных в пользу работающих по трудовым договорам, и суммы взносов на все виды обязательного социального страхования (без учета отпускных за год).

Сумма ежемесячных отчислений зависит от суммы фактических расходов на оплату труда, произведенных за месяц. Она рассчитывается по формуле:

Сумма ежемесячных отчислений в резерв = Расходы на оплату труда отчетного месяца (включая страховые взносы) × Процент отчислений в резерв на оплату отпусков

Обратите внимание: расчет процента ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков должен быть приведен в налоговой учетной политике организации.

Пример. Расчет процента ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков

Предположим, ООО «Блик» производит расчет общей суммы резерва на оплату отпусков исходя из плановых показателей:

  • предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков – 100 000 руб.;
  • сумма страховых взносов на ОПС, ОСС, ОМС – 30 000 руб. (100 000 руб. × 30%);
  • сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 200 руб. (100 000 руб. × 0,2%);
  • предполагаемая сумма расходов на оплату труда – 1 000 000 руб.

Ежемесячно бухгалтер будет формировать резерв на оплату отпусков в налоговом учете в размере 13,02% от суммы начисленных за месяц фактических расходов на оплату труда ((100 000 руб. + 30 000 руб. + 200 руб.) : 1 000 000 руб. × 100%)).

Если фирма формирует в налоговом учете резерв на оплату отпусков, то фактически начисленные отпускные и относящиеся к ним страховые взносы на обязательное социальное страхование в расчете налоговой базы в течение всего налогового периода не участвуют. Другими словами, в составе расходов учитываются предполагаемые, а не действительные затраты.

Суммы отчислений в резерв на оплату отпусков на налоговую нагрузку фирмы влияют только в пределах налогового периода.

Обратите внимание: размер созданного резерва за год не должен превышать предельную сумму.

Списание резерва

По окончании года бухгалтер должен сопоставить величину начисленного резерва и сумму фактических расходов на оплату отпусков.

Обратите внимание: компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении, в сумму фактических расходов на оплату отпусков не включаются, а относятся к расходам на оплату труда (п. 8 ст. 255 НК РФ). На это указал Минфин России в письме от 3 мая 2012 года № 03-03-06/4/29.

31 декабря нужно провести инвентаризацию резерва и определить (п. 3 ст. 324.1 НК РФ):

  • совокупный размер начисленного за год резерва;
  • сумму фактических расходов на оплату отпусков.

Эти показатели, как правило, различаются.

Фактические расходы могут превышать сумму резерва, например, оттого, что на работу поступали новые сотрудники, которым предоставляли очередные оплачиваемые отпуска. Такое превышение нужно отнести в расходы на оплату труда при расчете налога на прибыль.

Пример. Списание резерва в расходы на оплату труда

В налоговом учете ООО «Звезда» за год сформирован резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в размере 120 000 руб. Фактически на оплату отпусков фирма израсходовала 135 000 руб. Разницу в размере 15 000 руб. (135 000 – 120 000) нужно включить в расходы на оплату труда 31 декабря.

Начисленная сумма резерва может превышать фактические расходы на оплату отпусков, к примеру, когда сотрудник не отгулял все дни причитающегося ему очередного оплачиваемого отпуска. Превышение суммы резерва над фактическими расходами увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль в качестве внереализационных доходов.

Если фирма не планирует формировать данный резерв в следующем году, то сумму превышения резерва над фактическими расходами можно учесть в доходах и этим ограничиться.

Если фирма планирует формировать резерв в дальнейшем, то неиспользованная часть сформированного в отчетном периоде резерва переносится на следующий год.

Перед этим нужно определить:

  • сколько дней запланированных на год отпусков не использовано;
  • какова средняя дневная сумма расходов на оплату труда работников, не использовавших отпуск;
  • какова общая сумма расходов, приходящаяся на неиспользованные отпуска с учетом страховых взносов на обязательные виды социального страхования. Эта сумма и представляет собой сумму резерва, которую можно перенести на следующий год.
Пример. Списание резерва во внереализационные доходы

На 31 декабря отчетного года в налоговом учете ООО «Заря» создан резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в размере 120 000 руб. Сумма фактически начисленных отпускных с учетом страховых взносов составила 100 500 руб. Остаток неизрасходованного резерва равен 19 500 руб. (120 000 – 100 500). Эту сумму при расчете налога на прибыль нужно включить во внереализационные доходы.

Инвентаризация показала, что не отгулял свой отпуск один из сотрудников.

Величина оплаты неиспользованного отпуска, рассчитанная исходя из среднедневного заработка и количества неиспользованных дней отпуска, составила 19 000 руб.

Сумма страховых взносов и взносов на «травматизм» по совокупному тарифу составила 5738 руб. (19 000 руб. × (30% + 0,2%)).

24 738 руб. (19 000 + 5738) – это размер резерва, переносимого на следующий год. Полученная величина больше остатка неизрасходованного резерва. Разница 5238 руб. (24 738 – 19 500) включается в расходы на оплату труда за отчетный год.



Закажите бератор сейчас, чтобы работать спокойно и уверенно.

Сейчас действует специальная цена на бератор

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые функции и возможности бератора вы будете получать бесплатно!


< Предыдущая страница Следующая страница >
Простой юридический
вопрос ставит в тупик?
Найти ответ в бераторе!