Порядок уничтожения и списания документов
Последний раз обновлено:
Все кадровые документы, находящиеся на хранении, один раз в год необходимо проверять, чтобы установить, когда истекают их сроки хранения. Проверку проводит экспертная комиссия. В ходе проверки комиссия обязана:
- полистно проверить материалы, отобранные для уничтожения;
- внести в акт учетные данные о материалах, признанных ненужными и сроки которых истекли;
- поместить документы, отобранные для уничтожения, в отдельном месте (помещении, шкафу, сейфе);
- после того как документы для уничтожения отобраны, повторно сверить учетные данные.
Обратите внимание: уничтожение документов по истечении установленного срока их хранения является правом, а не обязанностью фирмы.
По результатам работы экспертная комиссия составляет акт. Для коммерческих организаций форма акта не утверждена, поэтому его составляют в произвольной форме. Для правильности оформления можно руководствоваться примерной формой акта, которая приведена в методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (приказ Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76).
В акте указывают документы, выделенные экспертной комиссией к уничтожению. Если какой-то документ (или дело) подлежит уничтожению не полностью, об этом в акте делают отметку.
К акту прилагают опись дел, сгруппированных по срокам хранения.
Дела, отобранные к уничтожению, до этого момента должны храниться в специально отведенном месте, затем они упаковываются, а иногда и опечатываются. Документы сдают на утилизацию бумагоперерабатывающим организациям или организациям, собирающим вторсырье.
При передаче оформляют приемо-сдаточную накладную, где проставляется дата передачи, количество передаваемых дел и вес макулатуры. Факт передачи документов на переработку отдельным актом фиксирует экспертная комиссия. Этот акт вместе с накладной утверждает руководитель организации.
Обратите внимание: уничтожению подлежит не только оригинал кадрового документа, но и все копии, сделанные с него, включая персональные, страховые и резервные.
Документы, связанные с предстоящими или проводимыми судебными разбирательствами и расследованиями, уничтожать нельзя.
По окончании процедуры уничтожения акт о выделении документов на уничтожение, опись дел, акт об уничтожении документов, накладная хранятся в отдельном деле в архиве организации, а все уничтоженные документы необходимо списать с книг учета с указанием номера и даты акта.
Испорченные при заполнении бланки трудовой книжки и вкладыша к ней также подлежат уничтожению. При этом составляют отдельный акт. Это правило закреплено в пункте 42 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 года № 225. Так поступают и в случае порчи трудовых книжек, например, из-за небрежного обращения с ними.
Штрафы за нарушения порядка хранения
Фирмы, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении порядка хранения документов, несут административную ответственность.
Так, нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на сумму:
- от 1000 до 3000 руб. на граждан;
- от 3000 до 5000 руб. на должностных лиц;
- от 5000 до 10 000 руб. на юридических лиц.
Нарушение требований о хранении документов, которые предусмотрены законодательством об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц – от 2500 до 5000 рублей;
- на юридических лиц – от 200 000 до 300 000 рублей (ст. 13.25 КоАП РФ).
Аналогичные размеры штрафов предусмотрены и для обществ с ограниченной ответственностью.
Помимо административного законодательства, ответственность за неправильное хранение документов закреплена в Налоговом кодексе.
Так, статья 120 кодекса предусматривает наказание не только за отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухгалтерского или налогового учета, но и за уничтожение таких документов до истечения сроков их хранения. При этом фирма может быть оштрафована на 10 000 рублей.
За повторное подобное нарушение штраф увеличивается до 30 000 рублей.
Если из-за несоблюдения сохранности документов произошло занижение налоговой базы, фирма может быть оштрафована на 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора
Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:
- Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
- Вы получите бератор по очень выгодной цене
- Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!