.
^ Наверх

Вы работаете в бераторе в режиме ограниченного доступа. Для вас скрыта часть разделов и сервисов. Чтобы открыть для себя все возможности бератора, оформите подписку.

Как создать службу охраны труда

Последний раз обновлено:

Служба охраны труда непосредственно контролирует выполнение правил охраны труда на предприятии.

Статья 223 Трудового кодекса предписывает создавать эту службу в обязательном порядке, если фирма, на которой работает более 50 человек, занимается производственной деятельностью. Если в организации трудятся не более 50 работников, службу охраны труда создавать не обязательно. Эти функции может исполнять директор либо другой специалист.

Чтобы сотрудники службы охраны труда могли полноценно работать, они должны знать свои обязанности. Поэтому необходимо написать их должностные инструкции, распределить между ними функции по охране труда в подразделениях фирмы. О правилах оформления должностных инструкций читайте раздел «Документы по трудовой дисциплине» → подраздел «Как оформить должностные инструкции».

Работникам службы выделяют отдельное помещение, в котором можно проводить прием посетителей. Помещение должно быть оборудовано современной оргтехникой и техническими средствами связи.

Кроме того, службе должно быть предоставлено помещение для организации кабинета по охране труда. В нем будут проходить инструктажи и учеба сотрудников фирмы. Поэтому в кабинете необходимо иметь нормативную и справочную литературу по охране труда.

Сотрудники службы охраны труда должны регулярно проходить курсы повышения квалификации, а директор фирмы - проверять их знания требований охраны труда.

Впрочем, можно обойтись без создания специальной службы и не вводить должность специалиста по охране труда. Вместо этого руководитель фирмы может заключить гражданско-правовой договор со специалистами или компаниями, которые оказывают услуги в области охраны труда. Такое право предоставлено ему статьей 223 Трудового кодекса. Но в этом случае закон требует, чтобы фирма, занимающаяся оказанием таких услуг, была аккредитована в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Рекомендации по структуре службы охраны труда

Минтруд России приказом от 31 января 2022 г. № 37 утвердил новые рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда.

Рекомендации содержат:

  • положения о формировании структуры службы охраны труда (специалист, бюро, группа, отдел, управление/подразделение, департамент и в соответствии с утвержденной работодателем организационной (штатной) структурой);
  • методику расчета нормативной численности работников службы охраны труда в зависимости от выполняемых данными категориями работников основных функций.

Приказ Минтруда могут не применять:

  • ИП-работодатели;
  • работодатели, которые не ведут производственную деятельность с численностью сотрудников не более 50 человек;
  • субъекты малого бизнеса;
  • иные работодатели, не осуществляющие производственную деятельность, предоставляющие социально-бытовые услуги без предоставления проживания, которые приняли решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.

Основные задачи службы

Службу следует организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) .

Вот основные задачи и функции службы охраны труда:

  • обеспечение функционирования системы управления охраной труда, проведение консультаций и координация по вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя и, при необходимости, контроль функционирования систем управления охраной труда подрядных (сервисных) организаций по обеспечению безопасных условий труда;
  • контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
  • участие в проведении специальной оценки условий труда, производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение мероприятий по снижению профессиональных рисков;
  • обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных подразделениях;
  • участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
  • подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда у работодателя;
  • участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
  • составление отчетности по установленным формам, ведение документированной информации по охране труда у работодателя.

Определение нормативной численности работников Службы

Рекомендуемая нормативная численность работников Службы определяется исходя из 40-часовой рабочей недели.

В обособленных самостоятельных производственных структурах (филиалах) работодателя численностью свыше 400 человек, численность специалистов Службы рекомендуется рассчитывать отдельно для каждой обособленной единицы производственной структуры.

Отметим, к обособленным производственным структурам относятся предприятия, филиалы, представительства, цеха, транспортные (логистические), обслуживающие и жилищно-коммунальные подразделения, входящие в структуру работодателя, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

Рекомендуемая нормативная численность работников Службы представлена в виде таблиц.

Для расчета нужно сложить показатели по всем таблицам.

Таблица 1. Рекомендуемая численность работников по обеспечению функционирования системы управления охраной труда

№ п/п Среднесписочная численность работников у работодателя Количество самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя
Рекомендуемая нормативная численность, человек
до 5 6 - 10 11 - 20 21 - 50 51 - 125
1 до 500 0,34 0,39 0,45 0,51  
2 501 - 750 0,38 0,45 0,52 0,61  
3 751 - 1000 0,42 0,48 0,56 0,68  
4 1001 - 1500 0,5 0,57 0,66 0,82 1,12
5 1501 - 3000 0,65 0,82 0,89 1,1 1,37
6 3001 - 5000   1,07 1,28 1,53 1,82
7 5001 - 7500     1,54 1,97 2,83
8 7501 - 10000     1,82 2,39 3,46
9 10001 - 20000     2,06 3,04 4,49
10 20001 и свыше     2,53 3,61 4,64

Таблица 2. Рекомендуемая численность работников по контролю за соблюдением норм по охране труда

№ п/п Среднесписочная численность работников у работодателя Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и (или) опасными условиями труда
до 100 101 - 350 351 - 500 501 - 1000 1001 - 3500 3501 и свыше
Рекомендуемая нормативная численность, человек
1 до 500 0,06 0,07 0,08      
2 501 - 750 0,07 0,08 0,09      
3 751 - 1000 0,08 0,09 0,10      
4 1001 - 1500 0,10 0,12 0,14 0,17    
5 1501 - 3000 0,14 0,17 0,20 0,24 0,28  
6 3001 - 5000 0,20 0,24 0,29 0,35 0,42 0,48
7 5001 - 7500 0,28 0,32 0,38 0,45 0,56 0,70
8 7501 - 10000 0,35 0,41 0,48 0,57 0,68 0,82
9 10001 - 20000 0,65 0,72 0,79 0,93 1,07 1,23
10 20001 и свыше 0,80 0,87 0,94 1,01 1,11 1,26

Таблица 3. Рекомендуемая численность работников по участию в проведении специальной оценки условий труда

№ п/п Среднесписочная численность работников у работодателя Численность работников, занятых на работах, связанных с вредными и(или) опасными условиями труда
до 100 101 - 350 351 - 500 501 - 1000 1001 - 3500 3501 и свыше
Рекомендуемая нормативная численность, человек
при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя до 5
1 до 500 0,39 0,44 0,5      
2 501 - 750 0,44 0,5 0,56      
3 751 - 1000 0,48 0,54 0,6      
4 1001 - 1500 0,57 0,65 0,75 0,86    
5 1501 - 3000 0,84 0,95 1,05 1,13 1,19  
6 3001 - 5000 1,2 1,31 1,44 1,49 1,58  
7 5001 и свыше 1,7 1,82 1,92 2,01 2,12 2,31
    при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 6 до 10
8 до 500 0,44 0,48        
9 501 - 750 0,48 0,54        
10 751 - 1000 0,53 0,63        
11 1001 - 1500 0,62 0,68 0,77 0,86    
12 1501 - 3000 0,88 0,98 1,07 1,18    
13 3001 - 5000 1,25 1,34 1,46 1,58    
14 5001 - 7501 1,7 1,82 1,92 2,01 2,12 2,31
15 7501 - 10000 2,15 2,27 2,42 2,52 2,61 2,76
16 10001 и свыше 2,18 2,43 2,67 2,84 3,21 3,8
  при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 11 до 20
17 до 500 0,6 0,66        
18 501 - 750 0,68 0,8 0,93      
19 751 - 1000 0,8 0,93 1,1 1,29    
20 1001 - 1500 0,93 1,1 1,29 1,41 1,53  
21 1501 - 3000 1,1 1,29 1,41 1,56 1,86  
22 3001 - 5000 1,29 1,37 1,53 1,98 2,3 2,78
23 5001 - 7500 1,53 1,8 2,13 2,37 2,75 3,06
24 7501 - 10000 1,8 2,07 2,38 2,64 2,81 3,29
25 10001 - 20000 2,25 2,48 2,7 2,87 3,24 3,88
26 20001 и свыше 2,7 2,85 3,08 3,3 3,75 4,5
    при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 21 до 50
27 до 750 0,68 0,82 0,98      
28 751 - 1000 0,8 0,99 1,17      
29 1001 - 1500 0,98 1,18 1,47 1,74    
30 1501 - 3000 1,18 1,46 2,07 2,19 2,58  
31 3001 - 5000 1,46 2,07 2,21 2,58 2,84  
32 5001 - 7500 1,79 2,21 2,58 2,82 3,02 3,24
33 7501 - 10000 2,19 2,55 2,84 3,02 3,24 3,6
34 10001 - 20000 2,72 3,02 3,17 3,6 4,07 4,68
35 20001 и свыше 2,85 3,08 3,3 3,75 4,13 4,73
  при количестве самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя от 51 до 125
36 до 1000 0,92 1,08 1,34 1,64 2,01  
37 1001 - 1500 1,11 1,34 1,67 2,07 2,34  
38 1501 - 3000 1,37 1,64 2,01 2,34 2,57  
39 3001 - 5000 1,67 2,01 2,34 2,55 3,12 3,62
40 5001 - 7500 2,07 2,31 2,57 3,02 3,57 3,87
41 7501 - 10000 2,55 3,02 3,57 3,83 4,4 4,71
42 10001 - 20000 3,12 3,15 3,83 4,4 4,71 5,52
43 20001 и свыше 3,15 3,23 3,9 4,59 4,8 5,7

Таблица 4. Рекомендуемая численность работников по организации проведения инструктажей, обучения и проверки знаний требований охраны труда

№ п/п Среднесписочная численность работников у работодателя Среднемесячная численность вновь принятых работников
Рекомендуемая нормативная численность, человек
до 20 21 – 30 31 – 40 41 – 50 51 – 70 71 – 100
1 до 500 0,38 0,40 0,43 0,46    
2 501 – 750 0,42 0,45 0,48 0,52 0,57  
3 751 – 1000 0,47 0,50 0,54 0,59 0,64 0,70
4 1001 – 1500 0,55 0,59 0,65 0,75 0,83 0,91
5 1501 – 3000 0,81 0,86 0,92 1,00 1,08 1,17
6 3001 – 5000 1,16 1,24 1,32 1,41 1,54 1,72
7 5001 – 7500 1,60 1,68 1,77 1,90 2,08 2,21
8 7501 – 10000   2,12 2,24 2,43 2,56 2,76
9 10001 – 20000     3,98 4,24 4,43 4,78
10 20001 и свыше     4,64 4,80 5,00 5,30

Таблица 5. Рекомендуемая численность работников по участию в реализации мероприятий по улучшению условий труда

№ п/п Среднесписочная численность работников у работодателя Количество самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя
Рекомендуемая нормативная численность, человек
до 5 6 - 10 11 - 20 21 - 50 51 - 125
1 до 500 0,34 0,39 0,45 0,51  
2 501 - 750 0,38 0,45 0,52 0,61  
3 751 - 1000 0,42 0,48 0,56 0,68  
4 1001 - 1500 0,5 0,57 0,66 0,82 1,12
5 1501 - 3000 0,65 0,82 0,89 1,1 1,37
6 3001 - 5000   1,07 1,28 1,53 1,82
7 5001 - 7500     1,54 1,97 2,83
8 7501 - 10000     1,82 2,39 3,46
9 10001 - 20000     2,06 3,04 4,49
10 20001 и свыше     2,53 3,61 4,64
Пример. Расчет суммарной нормативной численности работников службы охраны труда

Рассчитаем суммарную нормативную численность работников службы охраны труда, если в организации 500 человек.

Предположим, что количество производственных структурных подразделений – 3.

Номер таблицы Данные из таблицы по нормативной численности
1 0,34
2 0,06
3 0,39
4 0,38
5 0,34
Итого 1,51

Суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя с численностью до 500 человек составляет 2 работника.

Аналогично рассчитаем для организации с численность 1000 человек.

Номер таблицы Данные из таблицы по нормативной численности
1 0,42
2 0,08
3 0,48
4 0,47
5 0,42
Итого 1,87

Суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя с численностью до 1000 человек составляет 2 работника.

Рассчитаем для организации с численность 1500 человек.

Номер таблицы Данные из таблицы по нормативной численности
1 0,5
2 0,10
3 0,57
4 0,55
5 0,5
Итого 2,22

Суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя с численностью до 1500 человек составляет также 2 работника.

Далее при расчете итоговой численности работников нужно учесть при наличии уровень риска работодателя, невыходы, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни, а также коэффициент удаленности.

Участие в расследовании и учете несчастных случаев

Участие в расследовании и учете несчастных случаев, установлении обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников - функция 30.6 Рекомендаций.

Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию:

  • не являющегося тяжелым, групповым или со смертельным исходом несчастного случая на производстве, микроповреждений (микротравм) и профессиональных заболеваний - 24 часа;
  • тяжелого несчастного случая на производстве - 120 часов;
  • несчастного случая со смертельным исходом - 120 часов;
  • группового несчастного случая на производстве - 120 часов.

Норма времени на установление обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, учет полученных микроповреждений (микротравм) работников – 6 часов.

Нормативную численность по данной функции 30.6 рекомендуется определять путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника службы охраны труда, определяемый ежегодно по производственному календарю, а также исходя из средневзвешенного фонда рабочего времени одного работника, составляющего 1972 часа в год.

Методика расчета численности работников службы охраны труда

Методика расчета численности работников Службы предназначена для самостоятельного расчета работодателями рекомендуемой нормативной численности работников с учетом вида деятельности и особенностей организации работы.

Методика представляет собой инструкцию по расчету рекомендуемой нормативной численности работников Службы у работодателя.

На первом этапе собирается вся статистическая информация о штатной и фактической численности работников, организационных, технических и иных условиях, характеризующих факторы, влияющие на трудоемкость выполнения работ, а также устанавливается содержание работ по трудовым функциям, выполняемым работниками службы охраны труда.

На втором этапе рассчитывается рекомендуемая нормативная численность по следующей формуле:

Чсот = Нуп + (∑Нч + Нком) × Kриск × Kнев × Kуд         ,

где:

Чсот – численность сотрудников службы охраны труда у работодателя, чел;

Нуп – норма управляемости, чел;

∑Нч – суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на выполнение всех трудовых функций, указанных в пунктах 30.1 – 30.8, в том числе участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, чел;

Нком – рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда на нахождение в командировках, чел.;

Kриск – коэффициент уровня риска работодателя;

Kнев – коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п.;

Kуд – коэффициент удаленности.

Сначала рассчитывается суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда (∑Н) на выполнение всех трудовых функций в соответствии с существующими критериями (нормофакторами), а именно:

  • среднесписочной численности работников у работодателя;
  • численности работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
  • количества самостоятельных производственных структурных подразделений у работодателя;
  • среднемесячной численности вновь принятых работников.

Далее по таблицам 1-5 определяется рекомендуемая нормативная численность по указанным в таблицах функциям и суммируется.

Рекомендуемая нормативная численность по функции 30.6 рассчитывается путем деления нормы времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев (по видам случаев) на фактический фонд рабочего времени одного работника, равный 1972 часам.

Если Службу или специалиста по охране труда возлагаются (возложены) работодателем дополнительные трудовые функции, не входящие в непосредственные трудовые обязанности, в том числе определенные профессиональным стандартом специалиста в области охраны труда или иным нормативным правовым актом, суммарная рекомендуемая нормативная численность Службы, рассчитанная по таблицам 1-5, увеличивается на единицу.

Расчет нормативной численности по функции 30.6 раздела 4, командировкам и дополнительным функциям производится по формуле:

Нком = Тр   (2),  
Фн

где:

Нком – норматив численности, чел./час;

Тр – фактическая трудоемкость функции/действия, определяемая методом прямого нормирования (по командировкам рассчитывается как количество календарных дней нахождения специалистов по охране труда в командировках в среднем за предыдущий год, умноженное на 8 часов), чел. час;

Фн – фактический фонд (норма) рабочего времени одного работника в год (1972 часа), час.

Полученная суммарная нормативная численность работников умножается на перечисленные коэффициенты:

  • коэффициент уровня риска организации (Kриск);
  • коэффициент невыходов, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (Kнев);
  • коэффициент удаленности (Kуд).

Расчет коэффициента уровня риска организации (Kриск)

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенной категории риска проводятся со следующей периодичностью:

  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 2 года;
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска, проводится выездная проверка с периодичностью один раз в 3 года;
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 5 лет;
  • в отношении объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, проводится выездная проверка с периодичностью не чаще чем один раз в 6 лет.

Коэффициенты риска рассчитаны в таблице с учетом трудозатрат на сопровождение проверок специалистом по охране труда и фондом рабочего времени работника.

Категория уровня риска организации Частота плановых проверок Kриск
Категория высокого риска 1 раз в 2 года 1,05
Категория значительного риска 1 раз в 3 года 1,03
Категория среднего риска 1 раз в 5 лет 1,02
Категория умеренного риска 1 раз в 6 лет 1,01
Категория низкого риска Плановые проверки не проводятся 1,0

Расчет коэффициента невыходов (Kнев)

Коэффициент невыходов Kнев определяется по формуле:

Кнев = 1 + % планируемых невыходов   (3)  
100

Определение коэффициента удаленности (Kуд)

Коэффициент удаленности структурных подразделений на территории одной организации (Kуд) составляет в зависимости от расстояния между структурными подразделениями:

  • от 0,5 км до 1,5 км – Kуд = 1,2,
  • от 1,5 км до 30 км – Kуд = 1,4,
  • от 30 км до 50 км – Куд = 1,6,
  • более 50 км – Куд = 2.

Норма управляемости

Далее определяется норма управляемости (количество руководителей и их заместителей) в зависимости от полученной суммарной нормативной численности работников по всем трудовым функциям.

Норма управляемости Нуп. определяется по таблице:

Рекомендуемая нормативная численность сотрудников службы охраны труда, чел. Норма управляемости(численность руководителей и их заместителей), чел.
До 3 0
4 – 9 1
10 – 15 2
16 – 26 3
27 – 42 4
43 – 55 5
свыше 56 6

Итоговая рекомендуемая нормативная численность работников

Итоговая рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя определяется путем суммирования нормы управляемости, определяемой с полученной суммарной нормативной численностью работников по всем трудовым функциям.

При определении итоговой рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя округление полученного значения производится так:

№ п/п Рассчитанная рекомендуемая численность Правила округления
1 менее 0,13 Отбрасываются (0)
2 0,13 – 0,37 Округляются до 0,25
3 0,38-0,62 Округляются до 0,5
4 0,63 – 0,87 Округляются до 0,75
5 свыше 0,87 Округляются до 1,0

Данные нормативы численности определяют рекомендуемое количество штатных ставок службы охраны труда у работодателя.

При определении фактической штатной численности работников службы охраны труда полученное значение итоговой рекомендуемой нормативной численности работников службы охраны труда у работодателя дополнительно округляется до целого числа.

Пример. Расчет итоговой численности работников службы охраны труда

Рассчитаем суммарную нормативную численность работников службы охраны труда, если в организации 1500 человек.

Количество производственных структурных подразделений – 4.  

Суммарная рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя с численностью до 1500 человек составляет 2,22 единицы (данные из таблиц 1-5).

Номер таблицы Данные из таблицы по нормативной численности
1 0,5
2 0,10
3 0,57
4 0,55
5 0,5
Итого

2,22

Далее по методике нужно учесть имеющиеся в вашей компании коэффициенты.

1.  Среднегодовое количество несчастных случаев, произошедших за предшествующие 5 лет, - 3 несчастных случая.

Нужно рассчитать нормативную численность для участия в расследовании и учете несчастных случаев:

3 х 24 = 72 часа

Итого: 72 / 1972 = 0,04 чел.

2. Коэффициент удаленности (Kуд) согласно таблице равен 1,2.

Суммарная рекомендуемая нормативная численность работников составит: (2,22 + 0,04) х 1,2 = 2,71 чел.

Нуп - норма управляемости по таблице составляет 0 чел.

Итоговая рекомендуемая нормативная численность работников службы охраны труда у работодателя составит: 0 + 2,71 = 2,71 единиц или 3 человека.





Полная версия этой статьи доступна только платным пользователям бератора

Чтобы получить доступ, просто оформите заказ на бератор:

  • Мы откроем вам доступ сразу после оплаты
  • Вы получите бератор по очень выгодной цене
  • Все новые возможности бератора вы будете получать бесплатно!

Если у вас уже есть доступ, войдите




Подписывайтесь на наши рассылки

Только полезная и свежая информация для бухгалтеров от экспертов бератора:
советы, проводки, примеры из практики и образцы документов.
Самое ценное, что будет в вашей почте.